Авторы |
Сомов Владимир Александрович, доктор исторических наук, доцент, кафедра современной отечественной истории, Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (Россия, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23), somoff33@yandex.ru
Сомова Дарья Витольдовна, соискатель, кафедра современной отечественной истории, Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (Россия, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23), somoff33@yandex.ru
|
Аннотация |
Актуальность и цели. Современное состояние системы образования в России характеризуется поиском оптимальных моделей формирования гражданских ценностей у подрастающего поколения. В то же время экономический кризис придает особую актуальность воспитанию тех ценностей, которые формируют конструктивную трудовую мотивацию школьников. Цель работы – историко-педагогический анализ процесса трудового воспитания в советской школе в период ее интенсивного реформирования (1984–1991 гг.).
Материалы и методы. Решение задач предполагает использование методов, близких к тем, что применяются в классической исторической науке: историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический.
Результаты. Исследовано педагогическое воздействие на школьников в процессе трудового воспитания в период 1984–1991 гг. Выявлены причины, по которым советская педагогика не смогла найти применение трудовому воспитанию в условиях формирования рыночной экономики. Отмечено наличие значительного потенциала трудового воспитания в его влиянии на подрас-тающее поколение.
Выводы. Советская педагогика в середине 1980-х гг. столкнулась с проблемой возможности альтернативного выбора школьником будущей профессии. Школа все меньше влияла на молодежь. Отсутствие четкой государственной политики в области трудового воспитания привело к дезорганизации системы ценностей советского школьника. Этот факт оказал деструктивное влияние на развитие экономики постсоветской России 1990-х гг.
|
Список литературы |
1. Зыков, М. Б. Трудовое воспитание в процессе формирования и развития чело-веческого потенциала и капитала до, во времена и после А. С. Макаренко / М. Б. Зыков // Неизвестный Макаренко / сост. С. С. Невская. – М. : Российское пе-дагогическое общество, 2006. – Вып. 14. – С. 4–27. – URL: http://www.mbzykov.ru/_ private/tt9_999_749.php (дата обращения: 10.11.2011).
2. Андропов, Ю. В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистиче-ского строительства в СССР / Ю. В. Андропов // Коммунист. – 1983. – № 3. – URL: http://www.sovietworld.narod.ru/stat/stat/andropov-stat01.htm (дата обращения: 23.01.2012).
3. Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы : Постановление Верховного Совета СССР № 13-XI от 12 апреля 1984 г. – URL: http://www.kadis.ru/texts/index.phtml?id=45818HYPERLINK "http://www.kadis.ru/ texts/index.phtml?id=45818&PrintVersion=1"&HYPERLINK "http://www.kadis.ru/texts/ index.phtml?id=45818&PrintVersion=1"PrintVersion=1 (дата обращения: 05.09.2011).
4. Царгуш, Ш. К. Воспитание потребности в труде у старшеклассников (по материалам школ Абхазии) / Ш. К. Царгуш. – Сухуми : Алашира, 1990.
5. Программа Коммунистической партии Советского Союза (новая редакция) : принята XXVII съездом КПСС. – М., 1986.
6. Матушкин, С. Е. Факторы воспитания трудолюбия / С. Е. Матушкин, П. И. Чернецов. – Красноярск : Изд-во Красноярск. ун-та, 1987.
7. Ковалев, А. Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. – М. : Просвещение, 1965.
8. Бред, А. А. Трудовое воспитание в обучении географии / А. А. Бред. – М. : Просвещение, 1987.
|