Статья 6214

Название статьи

                             ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ В 1984–1991 гг.                                                          (НА ПРИМЕРЕ ГОРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)                               

Авторы

Сомов Владимир Александрович, доктор исторических наук, доцент, кафедра современной отечественной истории, Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (Россия, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23), somoff33@yandex.ru
Сомова Дарья Витольдовна, соискатель, кафедра современной отечественной истории, Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (Россия, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23), somoff33@yandex.ru 

Индекс УДК

371.381(47+57)(09) 

Аннотация

Актуальность и цели. Современное состояние системы образования в России характеризуется поиском оптимальных моделей формирования гражданских ценностей у подрастающего поколения. В то же время экономический кризис придает особую актуальность воспитанию тех ценностей, которые формируют конструктивную трудовую мотивацию школьников. Цель работы – историко-педагогический анализ процесса трудового воспитания в советской школе в период ее интенсивного реформирования (1984–1991 гг.).
Материалы и методы. Решение задач предполагает использование методов, близких к тем, что применяются в классической исторической науке: историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический.
Результаты. Исследовано педагогическое воздействие на школьников в процессе трудового воспитания в период 1984–1991 гг. Выявлены причины, по которым советская педагогика не смогла найти применение трудовому воспитанию в условиях формирования рыночной экономики. Отмечено наличие значительного потенциала трудового воспитания в его влиянии на подрас-тающее поколение.
Выводы. Советская педагогика в середине 1980-х гг. столкнулась с проблемой возможности альтернативного выбора школьником будущей профессии. Школа все меньше влияла на молодежь. Отсутствие четкой государственной политики в области трудового воспитания привело к дезорганизации системы ценностей советского школьника. Этот факт оказал деструктивное влияние на развитие экономики постсоветской России 1990-х гг. 

Ключевые слова

трудовое воспитание, реформа школы, идеологические и административные факторы. 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Зыков, М. Б. Трудовое воспитание в процессе формирования и развития чело-веческого потенциала и капитала до, во времена и после А. С. Макаренко / М. Б. Зыков // Неизвестный Макаренко / сост. С. С. Невская. – М. : Российское пе-дагогическое общество, 2006. – Вып. 14. – С. 4–27. – URL: http://www.mbzykov.ru/_ private/tt9_999_749.php (дата обращения: 10.11.2011).
2. Андропов, Ю. В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистиче-ского строительства в СССР / Ю. В. Андропов // Коммунист. – 1983. – № 3. – URL: http://www.sovietworld.narod.ru/stat/stat/andropov-stat01.htm (дата обращения: 23.01.2012).
3. Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы : Постановление Верховного Совета СССР № 13-XI от 12 апреля 1984 г. – URL: http://www.kadis.ru/texts/index.phtml?id=45818HYPERLINK "http://www.kadis.ru/ texts/index.phtml?id=45818&PrintVersion=1"&HYPERLINK "http://www.kadis.ru/texts/ index.phtml?id=45818&PrintVersion=1"PrintVersion=1 (дата обращения: 05.09.2011).
4. Царгуш, Ш. К. Воспитание потребности в труде у старшеклассников (по материалам школ Абхазии) / Ш. К. Царгуш. – Сухуми : Алашира, 1990.
5. Программа Коммунистической партии Советского Союза (новая редакция) : принята XXVII съездом КПСС. – М., 1986.
6. Матушкин, С. Е. Факторы воспитания трудолюбия / С. Е. Матушкин, П. И. Чернецов. – Красноярск : Изд-во Красноярск. ун-та, 1987.
7. Ковалев, А. Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. – М. : Просвещение, 1965.
8. Бред, А. А. Трудовое воспитание в обучении географии / А. А. Бред. – М. : Просвещение, 1987. 

 

Дата создания: 16.10.2014 10:58
Дата обновления: 29.01.2015 10:34